Orange Riot

The Game in the Cabaret Voltaire

Let’s imagine the fantastic circumstances when computers appeared in 1916, these computers were installed in Voltaire’s cabaret in Zurich, and cafe visitors showed the game “Ape Out” on these computers. In this fantastic story, Gabe Cuzzillo, Bennett Foddy and Matt Bock will be among those who have made a real revolution and laid the foundations of modern art.

And the first fans of the game will be Hugo Ball, Tristan Tzara, Erwin Schulhoff and Marcel Duchamp. Perhaps the creator of Soviet Russia, Vladimir Lenin, who was a frequent guest in the cabaret, because he lived in the house opposite, would try to go through all the levels. And if Kazimir Malevich got there at that time, he would probably declare the game Suprematist. But we know that Malevich was a master at transforming any ideas into his own theory.

Jean (Hans) Arp. «Aubette». 1926.

DaDa

Of course, at the beginning of the 20th century, all new trends in art boiled in one broth, and there were many intersections between them, but the foundations of the old design were the most shocking for Dada. The creators of the manifesto and the followers of the great Dada, gathered in Voltaire’s cabaret, expressed strong protest against the madness of war, against the dictatorship of the state, against the philosophy of duty, against dependence on money, on hypocritical morality and generally against any lack of freedom. No wonder the founder of Dadaism and the owner of the cabaret Hugo Ball was a fan of the Russian philosopher-anarchist Mikhail Bakunin.

Hugo Ball, 1886-1927 — the first patriarch of the Dada, poet, mystical thinker, close friend of Hermann Hesse.

The creators themselves call Dada in different ways. This is the pseudonym of singer Le Roy, a toy horse, the tail of a sacred cow and mother in Italian. Finally, they dwelled on the fact that Dada is a great NOTHING, symbolizes a primitive attitude towards the surrounding reality, and announced that along with Dadaism, a new reality comes into its own.

El Lisitzky. Beat the Whites with the Red Wedge. 1919-1920.

The Riot of an Orange Ape

And now we will return to where we started — to the game. There is no plot as such. The gameplay is simple for the primitive and requires the player only reaction speed, almost instinctiveness and the ability to receive joy from adrenaline. But, despite this, and perhaps due to this, Ape Out has become a solid and powerful aesthetic statement, noticeable even against the background of abundant first-class graphics and complex game plots.

The essence of the game is that a huge orange ape, torn to freedom from a cage, can reach the finish line and not die. She has little chance — everywhere armed people. The ape is unarmed. The stock of her life is only three shots. But she has incredible strength, quick reaction and destructive power, she is driven by animal instincts. She pushes armed people or grabs them like a shield, and then throws them against the wall and they break. The ape does it all in a split second. And again he runs to the changing rhythm of drums and cymbals, to an unknown, but desired freedom.

I must say that not everyone can pass the game. If you do not have instant reaction and keystrokes, this is not possible. You do not need to think about it, you need to make a decision immediately, so if you are not such a player, just look at the saved gameplay.

The Philosophy of DaDa

And here we come to the pure embodiment of Dada’s philosophy — to free the subconscious, release the natural uncontrolled forces, listen to our instincts and make room for madness.

This is how Hugo Ball describes the content of Dada: “The world has fallen apart. I am dynamite. World history was divided into two parts: time before me and time after me. Religion, science, morality are phenomena that have arisen among primitive peoples because of fear of the unknown. Time enters into a phase of decay. Millennial culture is crumbling. There are no more foundations and supports, no foundations that are not subject to destruction. Churches became castles in the air. The moral world has lost perspective. The top became the bottom, the bottom — the top … The world has lost its meaning. The connection with a certain higher being, which kept the world from decay, has disappeared. It was time for excitement … The man lost his special position, which gave him a reason. He became a part of nature … an ordinary thing, interesting no more than a stone … The revolution against God and his earthly likeness is a fait accompli. «

These words exactly correspond to the rhythm, dynamics and visual range of the game. We can safely imagine how the player reads them, tearing apart stupid people with funny arrows that dare to stop the primitive riot of a bunch of pure orange energy.

Courage Like an Escape from Time

Dadaists, like the Suprematists and artists who are generally meaningless, were looking for a way to the eternal dream of mankind — a victory in time. Since man realized time as the highest substance, he became unhappy, so the fleetingness of being breathes in the back of the head.

In search of eternity, a man fled to God, and then to the kingdom of reason, but events at the end of the 19th and 20th centuries showed the madness of those who rule the world, who are ready to sacrifice hundreds of lives for their ambition, And God turned his back on his flock. In 1916, when the Dada stream formed, the First World War began.

And then Dada declares that God is an art, Dada refuses everything that can carry the trace of time. Any thing dies, any order dies, any word dies. Immortal, eternal, pure forms are geometric figures, colored spots, sounds and words generated by the initial chaos.

Jean (Hans) Arp (1886-1966). Affiche St. Gallen I

Reincarnation

Ape Out after 100 years returns to us Dada, almost completely embodied in the compressed energy of the game. Geometric space, a flat solution, work with large points of pure and bright colors, the famous Dada fonts, a level map at the poster level — this is a real triumph of the visual aesthetics of the avant-garde. A great addition is an excellent musical accompaniment, where the player sets the pace of the soundtrack himself, stimulating his destructive joy on the way to freedom.

I would call the reincarnation of Dada’s philosophy in this game, and the success of the game itself is not accidental. As in Andrei Surnov’s “Riot,” there is an exact hit in time. An unarmed, but full of energy mass of orange energy (perhaps orange is not only here) is ready to break out of the prison of limitations and flood the geometrically correct streets of the cities of the planet. It seems to me that the character’s choice is also not accidental, because the name of the gorilla (ape) resembles the name of partisan detachments. And the question is whether we, as a player in Ape Out, want to become destroyers of everything for the sake of freedom at all costs. The game shows us a cheerful anger of destruction and asks us if we want to repeat this in real life. This problem is expressed in a beautiful aesthetic form. Therefore, Ape Out is a serious big art.

What Did the Creators Think

The author of the game is Gabe Cuzzillo. In fact, this is his first major project, which immediately gained success. Gabe says he relied on the graphics of Olly Moss and Saul Bass.

Poster by Olly Moss.
Poster by Saul Bass

This is true. But the graphics of Moss and Bass are based on the forefront and, above all, the aesthetics of Dada. Both Moss and Bass managed to tame the energy of Dada’s shocking graphic solutions and forced her to do serious work, eliminated her primitive essence, forced her to serve commercial needs. Yes, they did it in a talented way, but, while maintaining an external resemblance to the original source, their work lost the very essence of Dada’s aesthetics. Consciously or intuitively obeying the law of the similarity of eras, Gabe Cuzzillo returned to the world the cheerful madness of Dada in its original form.

It may have been Bennett Foddy’s influence, but most likely it’s really the spirit of the times, the growth of protest and rebellious moods in society, the aggravation of all conflicts and the person’s sudden awareness of his growing lack of freedom.

The music of drums and cymbals, as in Everyday Shooter, is directly related to the player’s actions, helps to overcome fear, instills energy and makes the path to freedom full of madness and joy.

Immortality vaccination

Like most video games, Ape Out, while maintaining the tension of the game, constantly killing your hero, allows you to rewind everything and start over or from the place where you were killed. This is just one of the conditions that make video games so attractive — the opportunity to experience the greatest stress, almost catharsis, look into the eyes of death and … not die.

Overcoming the fear of death is the eternal problem of man. To solve this problem, ritual games of tribes were used, then great religions, now games help to survive in this state.

And always this problem was solved by art, which remained after the disappearance of the buyer, artist and hero. Perhaps we will see screenshots of “Ape Out” on posters calling for freedom, and if after these battles there still remains a suitable technique, then perhaps other generations will play this game.

The task of the museum is to leave this work in the history of art of the 21st century.

Ape Out. Оранжевый бунт.

Игра в «Кабаре Вольтер».

Если бы в 1916 году существовали компьютеры, если бы эти компьютеры были установлены в городе Цюрихе в «Кабаре Вольтер», если бы посетителям кафе показали бы на этих компьютерах игру «Ape Out”, то без всяких сомнений ее создатели — Гейб Кузилло, Беннет Фодди и Мэтт Бок — вошли бы в число тех, кто произвел настоящую революцию и заложил основы contemporary art.

А первыми ценителями игры были бы Хуго Балль, Тристан Тцара, Эрвин Шульхофф, Марсель Дюшан или Ханна Хёх. Возможно, попробовал бы пройти все уровни и создатель Советской России, Владимир Ленин, который был в кабаре частым гостем, поскольку жил в доме напротив. Попади же туда в это время Казимир Малевич, он обязательно объявил бы игру супрематической. Но мы-то знаем, что Малевич был мастером конвертировать любые идеи в собственную теорию.

Жан Арп. Aubette. 1926 г.

ДаДа

Конечно, в начале 20 века все новые течения в искусстве варились в одном бульоне, и между ними много пересечений, но основы старой конструкции сильнее всего потрясло ДаДа. Именно создатели манифеста и последователи великого ДаДа, собиравшиеся в «Кабаре Вольтер», сильнее всего выразили чистый бунт против безумия войны, против диктата государства, против философии долга, против зависимости от денег, от ханжеской морали, вообще против всякой несвободы. Недаром ведь основоположник дадаизма и владелец кабаре Хуго Балль (Святой Балль) был поклонником русского философа-анархиста Михаила Бакунина.

Хуго Балль 1886-1927 — патриарх ДаДа, поэт, мистический мыслитель, близкий друг Германа Гессе.

Название ДаДа сами создатели объясняют по-разному. Это и псевдоним певицы Ле Рой, и игрушечная лошадка, и хвост священной коровы, и мать по-итальянски. Наконец они остановились на том, что ДаДа — это великое НИЧТО, что оно символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности и объявили, что вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность.

Эль Лисицкий. Красным клином бей белых. 1919-1920.

Бунт оранжевой обезьяны.

А теперь мы вернемся к тому, с чего начали — к игре. Сюжета в ней, как такового нет. Геймплей прост до примитива и требует от игрока только скорости реакции почти инстинктивной, и умения получать радость от адреналина. Но, несмотря на это, а может и благодаря этому, Ape Out стала цельным и мощным эстетическим высказыванием, заметным даже на фоне изобилующих первоклассной графикой и сложными сюжетами игр.

Суть игры в том, чтобы огромная оранжевая горилла, вырвавшаяся на свободу из клетки, смогла дойти до финиша и не погибнуть. Шансов у нее немного — всюду вооруженные люди. Горилла же безоружна. Запас ее жизни — всего три выстрела. Но она обладает невероятной силой, быстротой реакции и разрушительной мощью, ее ведут животные инстинкты. Оттолкнуть стрелка или, схватив его в охапку, превратить в живой щит, а потом швырнуть о стену, чтобы он взорвался красным пятном — дело доли секунды. И бежать, бежать дальше, под меняющийся ритм барабанов и цимбал, к неведомой, но желанной свободе.

Сразу скажу, что пройти игру сможет не каждый. Если вы не обладаете моментальной реакцией и скоростью нажатия клавиш, дело это неподъемное. Раздумывать тут не приходится, решение нужно принимать мгновенно, так что, если вы не такой игрок, просто посмотрите сохраненный геймплей.

Философия ДаДа.

И тут мы подошли к чистому воплощению философии ДаДа — освободить подсознание, выпустить на волю природные, неуправляемые силы, слушать свои инстинкты, дать простор безумию.

Вот как Хуго Балль описывает содержание дадаизма: «Мир развалился на куски. Я — динамит. Мировая история распалась на две части: на время до меня и на время после меня. Религия, наука, мораль — феномены, возникшие у примитивных народов из страха перед неведомым. Время вступает в фазу распада. Тысячелетняя культура рушится. Нет больше устоев и опор, нет фундаментов, которые не были бы подвержены разрушению. Церкви превратились в воздушные замки. Нравственный мир утратил перспективу. Верх стал низом, низ — верхом… Мир утратил смысл. Исчезла связь с неким высшим существом, удерживавшим мир от распада. Пришла пора сумятицы… Человек лишился своего особого положения, которое обеспечивал ему разум. Он стал частью природы… обычным предметом, интересным не более, чем камень… Революция против Бога и его земного подобия — свершившийся факт».

Эти слова точно ложатся и на ритм, и на динамику, и на визуальный ряд игры. Мы смело можем представить, как игрок декламирует их, разрывая на части глупых людишек со смешными стрелялками, осмелившихся остановить первобытный бунт сгустка чистой оранжевой энергии

Беспредметность как бегство от времени

Дадаисты, как и супрематисты, и вообще художники беспредметного, искали путь к вечной мечте человечества — победе над временем. С тех пор, как человек осознал время как конечную субстанцию, он стал несчастен, потому в затылок ему дышит скоротечность бытия.

В поисках вечности человек убегал к Богу, к разуму, но события на сломе 19 и 20 веков обнажили безумие сильных мира, готовых бросать сотни жизней ради собственных амбиций. И Бог отвернулся от своей паствы. В 1916, когда оформилось течение ДаДа, полным ходом шла Первая мировая война.

И тогда ДаДа объявляет Богом искусство и отказывается от всего, что может нести на себе следу времени. Предмет смертен, порядок смертен, слово смертно. Бессмертными, вне времени оказываются чистые формы — геометрическая беспредметность, цветовое пятно, звук и слово, рожденные первозданным хаосом.

Жан Арп. Афиша.

Реинкарнация.

Ape Out через 100 лет возвращает нам дадаизм, почти полностью воплощенный в спрессованной энергии игры. Геометризованное пространство, плоскостное решение, работа крупными пятнами чистого и сильного цвета, знаменитые шрифты ДаДа, плакатно решенная карта уровней — это настоящий триумф визуальной эстетики авангарда. Замыкает цельный образ великолепное музыкальное сопровождение, где игрок сам задает темп саундтрека, подстегивая его разрушительной радостью на пути к свободе.

Я бы назвала реинкарнацию философии ДаДа в этой игре и сам успех игры неслучайными. Как и в «Бунте» Андрея Сурнова, здесь есть точное попадание во время. Безоружная, но полная мощи масса оранжевой энергии (возможно, и оранжевый тут не просто так) готова вырваться из клетки все ужесточающегося орднунга и хлынуть на геометрически правильные улицы городов планеты. И вопрос, не захлестнет ли нас, как игрока в Ape Out веселая жажда разрушения и побега к свободе любой ценой, делает обычную игру серьезной заявкой на место в большом искусстве.

О чем думали создатели.

Автором игры является Гейб Кузилло. Это его фактически первый крупный проект, который сразу выстрелил в десятку. Гейб говорит, что в отталкивался от графики Олли Мосса и Сола Басса.

Олли Мосс. Афиша.
Сол Басс. Афиша.

Это так. Но сама графика Мосса и Басса источником своим имеет авангард и, прежде всего, эстетику Дада. И Мосс, и Басс сумели приручить энергию эпатажных графических решений Дада и заставили ее заниматься серьезной работой, изъяли из нее ее животную, первобытную сущность, заставили ее обслуживать коммерческие нужды. Да, делали они это талантливо, но, сохраняя внешнее сходство с первоисточником, работы их утратили самую сущность эстетики Дада.

Намеренно, или интуитивно, подчиняясь закону сходства эпох, Гейб Кузилло вернул миру веселое безумие Дада в его первозданном виде.

Быть может, это было влияние Беннета Фодди, но скорее всего — это действительно дух времени, рост в обществе протестных, бунтарских настроений, обострение всех конфликтов и внезапное осознание человеком своей растущей несвободы.

Музыка барабанов и цимбал, как и в Everyday Shooter, напрямую связанная с действиями игрока, помогает преодолеть страх, вселяет энергию и делает побег на волю полным безумия и радости.

Прививка бессмертия

Как большинство видео игр, Ape Out, сохраняя напряжение игры, то и дело убивая своего героя, позволяет отмотать все назад и начать сначала или с того места, где тебя убили. Это как раз одно из условий, которое делает видео игры такими притягательными — возможность испытать величайшее напряжение, почти катарсис, заглянуть в глаза смерти и… не умереть по-настоящему.

Преодоление страха смерти — вечная проблема человека. Раньше ее решали обрядовые игры племен, потом большие религии, сейчас это состояние помогают пережить игры.

И всегда задачу эту решало искусство, которое оставалось после того, как исчезали заказчик, художник и герой. Может быть, мы увидим скриншоты Ape Out на плакатах, зовущих к свободе, и, если останутся после этих битв еще подходящие носители, то, возможно, в эту игру сыграют другие поколения.

Задача музея — оставить эту работу в истории искусства 21 века.